Станционный смотритель, или Любимый анекдот Чайковского

Теперь попытаемся уточнить местоположение почтовой станции, на которой служил однофамилец П.И.Чайковского. Одно из ранних упоминаний о нынешней автодороге Сумы – Белополье находим в Центральном государственном историческом архиве Украины в г.Киеве среди документов
первых сумских полковников Кондратьевых. Это купчая от отставного хорунжего Якова Бакшеева и Костенковых 4-smotritel-bmp-003отставному сумскому полковнику Андрею Васильевичу Кондратьеву «на сенокос в урочище на белопольской столбовой дороге ниже Синякова кургана» от 9 сентября 1760 г.

Ныне на трассе между Сумами и Белопольем четыре населенных пункта: Постольное Сумского района и Синяк, Барило, Перемога – Белопольского.

До 1917 г. территория Белопольского района входила в состав Сумского уезда, в котором Белополье было заштатным (т.е. безуездным) городом. В приведенной в дополнениях к медицинскому отчету Сумской уездной земской управы за 1888 год таблице со сведениями о населении уезда в разрезе сел и хуторов, хранящейся в Государственном архиве Сумской области, вышеуказанные селения не значатся. Это говорит о том, что тракт долго – во всяком случае до конца 1880 годов – оставался почти ненаселенным.

В Госархиве Харьковской области хранятся документы, проливающие свет на начало регулярной «почтовой гоньбы» между Сумами и Белопольем в середине позапрошлого века. В их числе – решение о приведении связующей эти города транспортной дороги, не имевшей узаконенной для почтовых дорог ширины, в тридцатисаженную меру (1 сажень = 2,1336 м). Другим важным по данному вопросу документом является текст объявления, сделанного в августе 1851 года: «В видах улучшения сношений и оживления промышленности г.Белополья с разрешения высшего начальства с первого октября сего года учреждается почтовое сообщение между городами Белопольем и Сумами по существующей там транспортной дороге с устройством на оной двух станций: в г.Белополье и в 23-х верстах от сего города и от Сум, в хуторе Перекрестовском».

В нынешнем Сумском районе есть село Перекрестовка (изначально хутор), но ее местоположение в стороне от интересующей нас автотрассы не дает права идентифицировать этот населенный пункт с искомым хутором Перекрестовским. Исходя из известного расположения последнего на 23-й версте от Сум и Белополья, устанавливаем, что в ныне принятой метрической системе мер это составит приблизительно двадцать четвертый с половиной километр (1 верста = 1,0668 км; до конца 18 века для определения расстояний между населенными пунктами употреблялась межевая верста, равная 2,1336 км). Находится он за околицей нынешнего села Постольное (бывший хутор) с белопольской стороны. В настоящее время никаких следов построек вокруг нет, но местные жители утверждают, что их село некогда тянулось вдоль трассы до двадцать пятого километра, то есть до нынешней административной границы Сумского и Белопольского районов. Фундаменты былых домов якобы были хорошо заметны в этих местах еще в первое послевоенное десятилетие.

Название хутора Перекрестовского нынешним жителям Постольного, которые являются, в основном, потомками переселенцев 1920-х годов из села Стецковка Сумского округа, ничего не говорит. «Оживить» воспоминания снова помог документ Госархива Харьковской области: «доношение» помощника почтинспектора Аркадия Дубровского харьковскому гражданскому губернатору Александру Семеновичу Траскину от 9 января 1851 года. В нем, в частности, говорится, что «хутор, известный у местных жителей под названием Перекрестовского, принадлежащий Губернскому секретарю Кандыбе, избран мною (А.Дубровским. – В.К.) пунктом для устройства почтовой станции, ибо в нем удобно может быть устроено помещение, имеется водопой и, по отзыву исправника, лежит ровно на половине дороги, а владелец согласен отдать его внаем».

Александр Петрович Белоконь, работавший в 1971-1984 гг. председателем Постольненского сельсовета, ссылаясь на воспоминания своего покойного отца, который родился в Постольном в 1907 году, рассказал автору этих строк о пане Кандыбе, приезжавшем в эти места каждое лето на отдых с двумя красавицами-дочерьми вплоть до революции 1917 года.1-smotritel-bmp Он показал приблизительно место в центре села, где в окружении фруктового сада стоял нарядный деревянный дом Кандыбы на высоком каменном фундаменте, и остатки заглохшего ныне пруда, на котором некогда находилась кандыбинская купальня, словно плававшая на водном зеркале и называвшаяся поэтому ковчегом. Дополнительным подтверждением информации, содержащейся в вышеупомянутом «доношении» почтинспектора об имеющемся водопое, служат также ныне пересыхающие летом бетонные канавки в центре Постольного, в трех местах, проложенные под трассой. В цитируемом выше «доношении» речь, конечно, может идти о предке того Кандыбы, рассказы о котором, относящиеся к началу ХХ века, сохранились в памяти старожилов.

Коллежский регистратор, почтовой станции диктатор…

(Эпиграф Пушкина к «Станционному смотрителю»)

В «доношении» почтмейстера А.С.Траскину от 12 октября 1851 года, хранящемуся в Государственном архиве Харьковской области, имеется характерное описание Перекрестовской почтовой станции сразу после ее открытия, состоявшегося, как и планировалось, 1 октября 1851 года.

Станционный дом, стоявший на подворье стецковского казенного крестьянина Григория Давиденко, состоял из двух убогих комнат с земляным полом. Одна комната предназначалась для проезжающих, а другая, с перегородкой – для писаря и ямщиков. Имевшиеся здесь несколько предметов деревянной мебели были самой простой работы. Рядом располагались конюшни на четыре лошади, а также сарай для хранения фуража и конской сбруи. Двор был обнесен плетнем из хвороста.

Перекрестовская почтовая станция, находившаяся в ведении Сумской почтовой конторы, была отдана в 12-летнее содержание по контракту известному сумскому второй гильдии купцу Михаилу Григорьевичу Псареву, который в то время содержал все почтовые станции Сумского уезда. Деревянный транспортный мост в Сумах через реку Сумку в районе ул.Суджанской (Горького), находившейся недалеко от усадьбы купца, жившего в Псаревском переулке, тоже назывался Псаревским. (Хотя в его наименовании еще до революции возобладала более удобная для произношения форма – Писаревский.)

Первым смотрителем на Перекрестовской станции по найму почтсодержателя Псарева был грайворонский купеческий брат Степан Антонович Ковалев. Документально подтвержденных данных относительно того, кто содержал эту станцию, кто служил на ней, а также какой она имела вид в 1872 году, когда случилось описанное в начале комическое происшествие с П.И.Чайковским, пока обнаружить не удалось.

Виктор Комаров

  http://www.shans.com.ua/?m=nr&in=102&ir=21&id=10613