Пять преступников, которые заставили ужаснуться жителей Сумской области

http://rama.com.ua/AMS+article.storyid+4109.htm
Орудовавший в Сумской области на протяжении семи лет (с 1979 по 1986 гг.), Василий ПОГОСИН (фамилия изменена), судя по материалам уголовного дела, был незаурядным человеком. Хорошо разбирался в электрике и различных взрывных устройствах, которые сам конструировал. Закончив школу и артучилище с отличием, в 1968 г. он был направлен в Латвию, где занимал должность помощника начальника штаба и имел все шансы сделать отличную карьеру. Но стать космонавтом, чего Погосин очень хотел, ему не удалось. В возрасте 25 лет он начал другую карьеру — преступника. За два года — с 1970-го по 1972-ой — он совершил шесть изнасилований, четыре грабежа, разбойное нападение и кражу. Одевая на лицо шапку с прорезями для глаз, он выходил на улицы Риги и делал все, что ему хотелось. Лишь после задержания он понял, что потерял самое важное в своей жизни — службу в армии, куда впоследствии очень хотел вернуться.

Маньяк — больной с патологией глубинных структур головного мозга, получающий удовлетворение от самого процесса убийства или насилия
Военный трибунал приговорил Погосина к 15 годам лишения свободы, но сидеть ему не пришлось. Находясь в местах лишения свободы, он заболел шизофренией, и 8 января 1976 г. его досрочно освободили от отбывания наказания, а через некоторое время отправили на принудительное лечение в психбольницу по месту жительства — в областную психиатрическую больницу №1 г. Ромны, где он пробыл до 1979 г., пока врачи не приняли решение направить его под опеку родителей, живших в Белополье.

Оказавшись на свободе, Василий полгода вел себя спокойно. Тренировался, гулял и занимался любимым делом — втайне конструировал различные взрывные устройства. Опробовать свое первое детище он решил в районе с. Карыж Глушковского района Курской области. Установив взрывное устройство на шоссе, он вырыл неподалеку окоп и подвел туда провода для осуществления дистанционного подрыва. Жертвой стал автомобиль УАЗ-469, в котором находилась первый секретарь Глушковского РК ВЛКСМ Надежда К. В результате взрыва было повреждено лобовое стекло, а пассажир получила незначительные ранения. По мнению Анатолия ЛУЦИКА, Погосин думал, что подорвет инкассаторскую машину, но перепутал.

После первого блина комом белопольский подрывник не остановился. Следующий взрыв он учинил возле родного для него Сумского артиллерийского училища. Жертвой взрывного устройства стал часовой поста — молодой курсант. Ему оторвало часть правой ноги. На допросах Погосин заявил, что решил взорвать изготовленную бомбу возле артучилища, так как «…взрыв в поле не принес бы никакого эффекта», а здесь он наделает много шума. Чувствуя свою безнаказанность, он начал совершать более дерзкие преступления. В ночь с 25 на 26 июля 1980 г. он бродил по Белополью с полуметровым самодельным ножом, который, по его словам, нужен был для защиты от собак. Применил же он его против сотрудника милиции, который заподозрил в нем правонарушителя. По заключению судмедэкспертов, Погосин нанес своей жертве около 30 колотых и резаных ран. Впоследствии подсудимый заявил, что убил милиционера случайно.

Следующее преступление Погосин совершил в ноябре 1984 г. Испугавшись, что его поймают, он лично попросил положить его в Роменскую психиатрическую больницу. Новое преступление он совершил, употребив свои знания в электрике. В ночь на 30 ноября 1984 г. он установил электроловушку, в которую попал 28-летний парень. От действия тока высокого напряжения он погиб. Все было сделано настолько качественно, что следствие подозревало исключительно высококлассных электриков. «Тесть погибшего разбирался в электрике и очень не ладил с покойным. Был и мотив, и возможности. Я лично сказал ему, что уверен в его виновности, но доказать мы ничего не смогли. Лишь через шесть лет выяснилось, что это сделал Погосин, у которого не было никаких мотивов. Тогда я извинился перед человеком, которого оговорил», — рассказывает Анатолий Луцик.

В следующий раз Погосин лишил жизни свою жертву без применения спецприспособлений. В октябре 1985 г. он похитил 19-летнюю Ларису Ш. Девушка приехала на автобусе в родную Ворожбу из Белополья, где училась в ПТУ. Возле железнодорожного переезда ее ждал муж, но маньяк успел перехватить ее раньше. Он хотел сделать девушку заложницей и, шантажируя родственников, добиться своего возвращения в Советскую Армию, а возможно, даже стать космонавтом. План, по его мнению, был хорошо продуман, но преступнику не хватило терпения и выдержки. Девушка плакала, просилась домой, поэтому вскоре он ее зарезал, а потом сжег в стогу сена. Останки закопал в нескольких километрах от места убийства. Несмотря на то что торговаться с родственниками погибшей смысла не было, он все равно написал анонимное письмо, в котором сообщил, что девушка находится у него в заложницах, и требовал для ее освобождения поджечь один из домов в соседнем селе и убить любого человека. Ошибся Погосин лишь с адресом — погибшая представилась именем подруги, поэтому письмо он направил родственникам живой девушки. В дальнейшем он несколько раз пытался брать в заложницы женщин, но потом отпускал. Говорил, что на него нисходило просветление и он вдруг понимал, что так действовать нельзя.

Помимо убийств и похищений белопольский подрывник занимался кражами и поджогами. До 1985 г. он совершил 17 краж из магазинов, школ и помещений сельских советов на сумму около 14 тыс. рублей, а один из поджогов привел к смерти жителя Белополья.

Разоблачили местного маньяка лишь в 1986 г. Как и первое, последнее его преступление потерпело неудачу. В ночь на 8 сентября 1986 г. он установил взрывное устройство напротив дома незнакомого ему жителя Белополья. Подведя провода к калитке таким образом, чтобы врыв произошел при прохождении человека, он установил там еще одно взрывное устройство. Вторая бомба должна была поджечь забор и привлечь внимание хозяина, который в суматохе наткнулся бы на первое взрывное устройство. Бомбу, по мнению экспертов, он сделал с филигранным мастерством, установив на ней «реле времени». Использовав свойство ацетона быстро испаряться, он налил жидкость в стакан, под которым поставил механизм с пружинами. Когда жидкость испарилась, пружины полностью разжались, произошло замыкание контактов, а вслед за взрывом пороха воспламенился бензин. План был практически безупречным, но картечь, засыпанная в первый взрывной механизм, пролетела в сантиметрах над головой хозяина дома. Самого Погосина, который за четыре часа до взрыва успел приехать в село к своему брату, вскоре задержали. В 1988 г. эксперты ВНИИ общей и судебной психиатрии им. В. П. Сербского признали его невменяемым и по решению Сумского областного суда к нему были предприняты принудительные меры медицинского характера.

 

 

 

Георгий Дедулин